Страхование грузоперевозок
Страхование грузоперевозок наряду со страхованием транспорта являются одними из наиболее востребованных видов страхования со сложившейся на протяжении столетий практикой. Невзирая на технический прогресс до сих пор влияние стихийных природных явлений, технологических событий и человеческих факторов не дают возможности владельцам грузов чувствовать стопроцентную уверенность в доставке груза без потерь. Страхование грузов является сравнительно недорогим инструментом, предоставляющим финансовые гарантии продавцу, покупателю и перевозчику грузов.
Поскольку зачастую грузоперевозки носят регулярный характер, мы практикуем страхование по генеральному полису, которое значительно упрощает для Страхователя и Страховщика документооборот и позволяет более гибко подходить к порядку оплаты страховой премии.
Страхование грузоперевозок имеет две формы – одна для собственников груза (продавец, покупатель, их представители), вторая для участников транспортировки груза (перевозчик, экспедитор). Страхование проводится на основании Лицензии Федеральной службы страхового надзора РФ и Правил транспортного страхования грузов и Правил страхования ответственности перевозчика.
Транспортное страхование грузов
Объектом страхования могут являться:
- генеральные грузы
- грузы негабаритные и сверхтяжелые
- грузы наливные
- грузы насыпные, навалочные
- грузы опасные
- грузы скоропортящиеся
- грузы живые
- денежная наличность и ценности
- выставочные экспонаты
Страховые риски - события, на случай наступления которых может быть заключен договор страхования имущества. ООО СО «Геополис» предлагает 3 стандартных варианта страховой защиты:
- «С ответственностью за все риски».
- «С ответственностью за частную аварию».
- «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения».
По дополнительному соглашению в полис могут быть включены:
- военные и забастовочные риски (морские и авиационные перевозки);
- рефрижераторные риски (для грузов, требующих определенного температурного режима);
- риски хранения на складах в процессе перевозки до 60 дней.
Выбирает набор рисков сам Страхователь исходя из разумности и целесообразности страхового покрытия, однако, Страховое общество имеет право на корректировку предлагаемого страхового покрытия исходя из своей практики страхования аналогичных рисков.
Страховая сумма - определяется стоимости груза, указанного в перевозочных документах (коносаментах), дополнительно в страховую стоимость можно включить:
- расходы на фрахт;
- таможенная пошлина;
- расходы на вооруженное сопровождение;
- расходы на получение необходимых разрешений/сертификатов и пр.
Франшиза – На практике применяется для грузоперевозок в размере 0,1% от страховой суммы. Величина франшизы может как понижаться так и повышаться (одновременно со снижением страховой премии) по договоренности Страхователя и Страхового общества.
Страховая премия (взнос) – определяется Страховщиком на основании заполненного Страхователем заявления на страхование где содержится необходимая информация для оценки степени риска.
Ориентировочные страховые тарифы (страховая премия, выраженная в процентах от страховой суммы):
Вид транспортировки |
Страховой тариф, % |
Автомобильные перевозки в крытом кузове или прицепе |
0,06 – 0,18 % |
Ж/д перевозки в 20-40 футовых контейнерах и вагонах |
0,06 – 0,14 % |
Авиационные перевозки |
0,05 – 0,14 % |
Морские перевозки генеральных грузов |
0,08 – 0,25 % |
Смешанные перевозки (ж/д + авто, море + авто, море + ж/д и др.) |
0,10 – 0,30 % |
Возмещение ущерба по договорам транспортного страхования грузов, как правило, является достаточно сложной процедурой, что связано в первую очередь с множеством технических и субъективных факторов влияющих на возникновение аварийной ситуации. Поэтому каждый убыток рассматривается индивидуально с привлечением специализированных экспертных организаций. За каждым убытком по грузам прикрепляется персональный менеджер, осуществляющий все действия по урегулированию убытка.
Страхование ответственности перевозчика
Риск утраты, повреждения или гибели груза достаточно высок и может наступить на любом из этапов перевозки, перегрузки и хранения. В случае аварии может быть причинен вред зданиям, сооружениям, транспортным средствам и механизмам, оборудованию и др.
Страховые риски могут быть включены под действие полиса:
- А. ответственность Страхователя перед третьими лицами в качестве Перевозчика.
- Б. вред жизни и здоровью или имуществу причинен в прямой связи с использованием того транспорта, который указан в договоре страхования.
Страховыми случаями могут являться:
- а) вред, причиненный в связи со смертью и ранением пассажиров: Страховщик осуществляет страховую выплату, которую Страхователь по закону обязан выплатить в порядке компенсации за смерть, травму, ранение или иное телесное повреждение, причиненные пассажирам во время посадки в средство транспорта, нахождения в нем и выхода из него.
- б) вред, причиненный багажу или грузу
- в) вред, причиненный Третьим лицам за смерть, травмы, ранения и другие телесные повреждения Третьих лиц, а также вред имуществу Третьих лиц, при взрыве (падении, столкновении и т.п.) средства транспорта или предметами, выпадающими из него.
Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей перевозимых грузов, их стоимостей, количества перевозок и составляют от 0,05% до 0,40 % от лимита ответственности.
Франшиза может быть установлена как на каждый страховой случай, так и агрегатно на все страховые случаи.
Страховая премия устанавливается исходя из условий перевозок, особенностей перевозимых грузов, соответствия страховой суммы объему перевозок, количества перевозок, характеристик транспортных средств, маршрута перевозок, а также статистики предыдущей деятельности Страхователя.