ОГОВОРКИ »
Страховой словарь
Г
Гаагские правила (Hague Rules)
− Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, 1921 г.; свод международных правил, определяющих права и привилегии морских перевозчиков грузов. Основные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам разработаны Международной ассоциацией юристов и рассмотрены на конференции в сентябре 1921 г. в Гааге. После внесения изменений Г.п. окончательно приняты и вошли в Международную конвенцию об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанную 25 августа 1924 г. в Брюсселе. Появление Г.п. вызвано необходимостью единообразного толкования условий коносаментов в международных перевозках с участием в них большого числа организаций (судовладельцев, грузоотправителей, банков, страховщиков), интересы которых не всегда совпадают. Согласно Г.п., перевозчик обязан проявить должную заботливость, чтобы сделать судно мореходным, снарядить и снабдить его всем необходимым, надлежащим образом укомплектовать его экипаж, обеспечить пригодность грузовых помещений для приёма, перевозки и сохранности груза. Кроме того, Г.п. возлагают на перевозчика обязанность надлежащим образом и с проявлением должной заботливости грузить, укладывать, перевозить, сохранять, выгружать и обращаться с перевозимым грузом. В Г.п. четко оговорено, что любой пункт, статья или условие в договоре перевозки (коносаменте), освобождающие перевозчика от ответственности за убытки, возникающие вследствие небрежности, вины или упущений последнего, либо уменьшающие эту ответственность иным образом, чем это предусмотрено Г.п., считаются недействительными и не имеют юридической силы и правовых последствий (см. Исключенные риски). Согласно Г.п. перевозчик освобождается от ответственности за потери или убытки, явившиеся результатом действия непреодолимой силы (Force Majeur), карантинных ограничений, военных действий, восстания, гражданских волнений, скрытых пороков груза, небрежности и упущений капитана, лоцмана, членов экипажа судна в судовождении или управлении судном, а также иных причин, если последние не вызваны недостатком должной заботливости со стороны перевозчика. Поправки и изменения были внесены в 1968 г. Брюссельским протоколом по пересмотру Г.п. о коносаментах (правила Гаага — Висби — Hague Visby Rules), а также Конвенцией ООН о морской перевозке груза (Гамбургские правила — Hamburg Rules).
Генеральный полис (General Insurance Policy)
− Означает заключение договора страхования, согласно которому страхователь обязуется застраховать у страховщика все определённого рода риски на единых условиях. Например, грузы, получаемые или отправляемые им в течение оговоренного периода времени должны страховаться у одного страховщика, а он должен нести ответственность за все указанные риски страхователя, в т.ч. и за те, которые не были вовремя заявлены к страхованию. П.г. обычно выдаётся сроком на один год. Страхователь не освобождается от обязанности, даже если он получит сведения об отправки грузов после их доставки в место назначения в неповреждённом состоянии. Страховщик обязан по его требованию выдать по отдельным отправкам, подпадающим под действием П.г., полис или страховой сертификат. По П.г. грузы считаются застрахованными от и до любых пунктов отправления и назначения на весь оговоренный в полисе период перевозки любыми видами транспорта, включая перегрузки и перевалки, а также предшествующее и последующие хранение на складах. В П.г. всегда достаточно подробно описываются отношения страховщика и страхователя или содержится ссылка на условия страхования. П.г. имеет ряд преимуществ: сокращаются административные расходы на ведение дел, упрощаются расчёты по оплате страховой премии, предусматривается непрерывность страхового покрытия, что освобождает страхователя от страхования груза на протяжении пути его следования. Но его подписание возможно только при условии, что страхователь имеет твёрдые заказы, установившийся оборот и номенклатуру грузов и может представить график поставок или примерный месячный оборот. В большинстве случаев П.г. подписывается после некоторой работы с данным страхователем по единичным полисам.
Государственный страховой надзор (State Insurance Supervision)
− Контроль за деятельностью страховых компаний со стороны государственного органа — Министерства финансов Российской Федерации; осуществляет Федеральная служба страхового надзора Минфина, на который возложена функция контроля за соблюдением требований законодательства и иных правовых актов в сфере страхования и регулирования этой деятельности. Помимо контроля за деятельностью страховщиков, разрабатывает проекты нормативно-правовых актов и предложения по различным вопросам страхования
Грабеж, ограбление (Robbery)
− В уголовном праве одна из форм хищения: захват чужой собственности с использованием насилия; открытое хищение имущества (ст. 161 УК РФ). Определение «грабежа», используемые страховыми организациями для целей страхования, предполагает такое хищение имущества, которое совершается открыто с применением к страхователю либо уполномоченному страхователем лицу насилия в отношении застрахованного имущества, не опасного для жизни или здоровья, либо связанного с угрозой применения такого насилия в пределах территории страхования. Риск Г. может быть покрыт страхованием, если в правилах страхования даётся полное определение этого страхового случая (ст. 161 УК РФ)
Град (Hail)
− Разновидность атмосферных осадков, выпадающих в теплое время года из мощных кучево-дождевых облаков в виде плотных ледяных образований разной величины и формы. Относится к числу наиболее частых стихийных бедствий (особенно для сельскохозяйственного производства) и опасных погодных явлений (для гражданской авиации). Обычно бывает при грозе вместе с ливневым дождем.
Гражданская ответственность (Legal Liability)
− Ответственность перед третьими лицами (Third Party Liability) — договор страхования, при котором любое юридическое или физическое лицо, имеющее какие-либо претензии к участникам договора страхования, именуется третьим лицом. В большинстве стран мира ответственность за ущерб, который может быть причинён другому лицу, предусматривается законодательством, подлежит по закону возмещению и в этой связи именуется Г.о.
Груз (Cargo)
− Товар, находящийся в процессе перевозки. Важнейшее качество Г. — его транспортная характеристика, определяемая совокупностью физико-химических свойств товара, потребностью в таре и упаковочных материалах, а также условиями и технологией его перевозки. Транспортная характеристика Г. определяет правила обращения с ним, а также специализацию судов (универсальные, танкеры, балкеры, cухогрузы).
Груз генеральный (General Cargo)
− Тарные и штучные грузы (ящики, мешки, бочки и т.д.)
Груз навалочный (насыпной, наливной) (Bulk Cargo)
− Груз без упаковки (руда, уголь, зерно и т.д.).
Груз наливной (Cargo in Tanks)
− Нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт и другие перевозимые наливом грузы
Груз опасный (Dangerous Cargo)
− Груз, который при неправильном обращении во время перевозки, перевалки, хранения может служить причиной взрыва, пожара, порчи судна, имущества, гибели людей, ожогов, отравления и т.д. Запрещается в качестве обычного груза предъявлять к перевозке опасные, скоропортящиеся, радиоактивные и другие подобные грузы. Если без соответствующего уведомления капитана на борт судна погружены такие грузы, капитан имеет право выгрузить их в любом месте, уничтожить или обезвредить без уплаты какого-либо возмещения грузовладельцу. Отправитель должен оплатить все расходы в связи с принятыми капитаном действиями, а также возместить убытки за повреждения, которые могут быть причинены грузом другому грузу. Капитан может также предпринять подобные меры в отношении Г.о., погруженных на судно с его ведома, но которые в пути стали угрожать безопасности судна или другому грузу
Груз палубный (Deck Cargo)
− Груз, перевозимый на палубе судна. Перевозка груза на палубе может производиться только с письменного соглашения грузоотправителя
Групповое страхование (Colleсtive Insurance)
− Совокупность договоров личного страхования, заключаемых страховщиком не с отдельными физическими лицами, а с администрацией предприятия (организации, учреждения) и (или) профсоюзом, которые выступают в качестве страхователя. Застрахованными являются лица, работающие по найму на данном предприятии. В экономически развитых странах подавляющее большинство промышленных и торговых фирм систематически страхуют своих работников. Особенно часто Г.с. применяется при страховании от болезней и несчастных случаев.
При подготовке информации использовались материалы с сайтов http://www.miir.ru/ (Международный Институт Исследования Риска), http://www.insur-info.ru/dictionary/ (Страхование сегодня), «Страховой бизнес.» Словарь-справочник Р.Т. Юлдашев, Анкил, 2005г., Гражданский кодекс РФ глава 48, Закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».