ОГОВОРКИ »
Страховой словарь
К
КОТИФ (COTIF)
− Условное обозначение Бернской Конвенции о международных перевозках по железной дороге.
Калькуляция (Calculation; Estimate)
− 1) исчисление себестоимости единицы продукции (услуг) по видам расходов (калькуляционным статьям); 2) в отечественной практике К. — документ, отражающий формирование цены (обоснование счёта), предъявляемый потребителю.
Капитал собственный (Owner’s Equity)
− Доля владения в общей сумме активов предприятия или в общей стоимости собственности за вычетом всех обязательств; показатель балансового отчёта, представляющий собой: 1) оплаченный акционерный капитал; 2) нераспределённую прибыль, заработанную предприятием в результате эффективной деятельности и остающуюся в его распоряжении.
Карго (Cargo)
− 1) во внешнеторговых операциях судовой груз (без указания его точного наименования); К.-план — план размещения груза на судне; 2) обозначение перевозимого и подлежащего страхованию перевозимых на судах грузов без указания точного их наименования. Иногда используется в отношении грузов, перевозимых любым видом транспорта.
Каско (Transport Insurance)
− Транспортное средство (речное, морское, воздушное судно или автомобиль). Страхование К. — термин, означающий страхование перевозочных средств: судов, самолётов, вагонов, цистерн, контейнеров, автомобилей, в т.ч. личных. Исключается ответственность страховщика за ущерб в связи со смертью пассажиров и причинением вреда их здоровью, гибелью или повреждением перевозимых грузов или имущества.
Касса (Cash Office; Cash)
− 1) денежная наличность предприятия; 2) счёт бухгалтерского учёта, отражающий движение денежных средств; 3) подразделение банков, некоторых предприятий, осуществляющее операции с наличными деньгами и другими ценностями; 4) кредитное учреждение; 5) специальное помещение для приёма и хранения денег.
Кассация (Cassation; Reversal)
− 1) прошение о пересмотре и об отмене судебного решения; пересмотр, отмена судебного решения низшей инстанции вышестоящей инстанцией по причинам нарушения низшей инстанцией законов или несоблюдения ею права судопроизводства; 2) проверка вышестоящим судом законности и обоснованности решений и приговоров суда, не вступивших в законную силу, по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам;
Кассовый ордер (Cash Order)
− Денежный документ, которым оформляется кассовая операция по приёму или выдаче наличных денег предприятиями и учреждениями
Кассовый убыток (Cash Loss)
− Условие договора перестрахования, согласно которому убытки, превышающие обусловленную в договоре сумму, подлежат немедленной оплате перестраховщиком в падающей для него доле (как правило, в течение одной—двух недель). Оплата крупных убытков в кассовом порядке может встречаться и в прямом страховании, когда расчёты по премии и убыткам осуществляются через брокера, и он при наступлении страхового случая, не дожидаясь включения суммы убытка в очередной счёт, по требованию страхователя взыскивает его со страховщика досрочно.
Катастрофический риск (Catastro-phical Risk)
− 1) убыток или серия связанных между собой убытков, которые могут произойти в определённом месте одновременно; 2) большое число возможных рисков; 3) стихийное бедствие; 4) чрезвычайная ситуация.
Кислотный дождь (Acid Rain)
− Атмосферные осадки, подкисленные из-за растворения в них промышленных выбросов и других загрязнителей; образуются, когда дождь, туман или снег содержат в себе химические соединения, выброшенные в атмосферу при извержении вулкана, сжигании каменного угля предприятиями коммунальной службы или из других источников в сфере промышленного производства или транспорта. Могут выступать причиной наступления ущерба в связи с повреждением лесных и водных экосистем, а также зданий. Данный вид ущерба исключается из большинства полисов по страхованию от случайных происшествий и по страхованию имущества
Класс защиты (Protection Class)
− В управлении риском классификация зданий и сооружений по степени их защиты от огня, которая устанавливается в зависимости от их назначения (коммерческое или жилое) соответствующим классификационным перечнем для городов и посёлков данной области.
Класс судна (Ship’s Class)
− Оформляемое специальным документом свидетельство о соответствии технических характеристик судна требованиям классификационного общества. К.с. присваивается на определённый срок. Наличие у судна К.с. одна из гарантий сохранной перевозки груза. Перевозка груза на судне, не имеющем класса, не рекомендуется, в том числе и в силу того, что страховые общества не принимают на себя страховые риски по грузу, перевозимому на таком судне. Наличие у судна класса является фундаментальным условием всякого чартера, и его нарушение судовладельцем даёт право фрахтователю расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков.
Классификационные общества (Classification Societies)
− Организации, занимающиеся классификацией судов и надзором за ними в процессе постройки и эксплуатации. Разрабатывают правила постройки судов и нормы их технической прочности, в соответствии с которыми присваивают судам классы. Наличие у судна класса удостоверяется специальным классификационным свидетельством. Наиболее известные и авторитетные К.о.: Lloyd’s Register of Shipping в Великобритании, Bureau Veritas во Франции, American Bureau of Shipping в США, Registro Italiano в Италии, China Classification Society в КНР, Norske Veritas в Норвегии, Svenska Lloyd в Швеции, Germanischer Lloyd в Германии, Российский Морской Регистр Судов в России, Japanese Marine Corporation в Японии.
Ковернот брокера (Broker’s Covernote)
− В Великобритании и некоторых других странах документ, выдаваемый брокером страхователю в подтверждение того, что договор страхования по его поручению заключён. В коверноте указываются условия страхования и ставка премии. Страховщик не несёт юридической ответственности по коверноту, выданному брокером. Но если брокером допущена небрежность, имеющая определённые последствия, ковернот используется страхователем в качестве доказательства вины брокера. Ковернот подлежит замене на договор страхования.
Коллективное страхование (Group Insurance)
− Вид страхования, применяемый для страхования нескольких лиц, выступающих как единое целое, для удобства решения административных задач в страховании. Обычно так поступают работодатели, страхующие своих работников. По групповому полису работодатель выступает страхователем. Полис может быть выдан и другому представителю группы застрахованных, а члены группы получают сертификаты как подтверждение того, что они застрахованы.
Комбинированное страхование (Combination Insurance)
− Комплексное страховое покрытие по нескольким видам страхования, которое гарантирует один договор страхования.
Комиссионные (Соmmission)
− Вознаграждение, выплачиваемое агенту, брокеру или страховщику-цеденту за заключение договора страхования или перестрахования, обычно в форме процента от премии. К. могут учитывать и фактор прибыли
Комиссия агентская (Agent’s Сommission)
− В страховании сумма, выплачиваемая агенту страховщиком в качестве платы за его услуги по размещению и обслуживанию его страховых полисов. Обычно выражается в виде процента от суммы страховой премии.
Комиссия перестраховочная (Reinsurance Commission)
− Первоначально представляла собой сумму денежных средств (фиксированную или в процентах от брутто-перестраховочной премии), которую перестраховщик уплачивал страховщику для возмещения расходов последнего, связанных с заключением договоров прямого страхования, уплаты налогов и сборов и покрытия административных расходов, связанных с ведением бизнеса прямого страховщика. В современных концепциях перестрахования К.п. всё в большей мере становится элементом ценообразования при расчёте стоимости перестрахования. Виды К.п.: фиксированная комиссия — устанавливается в определённом проценте в договоре перестрахования, на который умножается перестраховочная премия, подлежащая уплате перестраховщику; комиссия с прибыли — рассчитывается по результатам за год действия договора перестрахования как отношение перестраховочных выплат (включая резервы убытков) и фиксированных в виде определённого процента от перестраховочной премии расходов перестраховщика в сумме перестраховочной премии уплаченной по договору, комиссия по убывающей шкале — при расчёте фактической величины комиссии, подлежащей уплате перестраховщиком, применяется шкала, согласно которой процент комиссии зависит от отношения перестраховочных выплат к перестраховочной премии, уплаченной по договору перестрахования, — как правило, чем выше показатель убыточности перестраховочных операций, тем ниже размер перестраховочной комиссии, в отдельных случаях применение этого метода расчёта может приводить к появлению дополнительных обязательств со стороны страховщика, так называемая «отрицательная» комиссия, если показатель фактической убыточности превысит согласованную в договоре перестрахования величину.
Комитет Ллойдз (Committee of Lloyd’s)
− Комитет, созданный Лондонским Ллойдз в целях обеспечения гарантий того, что управление и репутация Ллойдз организованы должным образом. Состоит из шестнадцати членов, избираемых страховщиками Ллойдз и брокерами. .Любой из членов комитета не может находиться в этой должности более четырёх лет. Председатель и два его заместителя избираются обычно на срок до двух лет.
Комитет по финансовому мониторингу — КФМ
− Финансовая разведка России, созданная при Минфине РФ 1 ноября 2001 г. С этого момента финансовые посредники под угрозой отзыва лицензии стали информировать КФМ обо всех трансакциях на сумму от 600 тыс. рублей, а также обо всех «подозрительных» сделках. Первоначально список информаторов включал банки, страховые и лизинговые компании, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В конце 2002 г. к нему добавились ломбарды, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и ювелирными изделиями, игорный бизнес, управляющие компании инвестиционных фондов и НПФ.
Коммерческая тайна (Commercial Secret)
− Один из объектов гражданских прав, предусмотренных ГК РФ, с особым режимом защиты. Информация составляет К.т., когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам или к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять К.т., определяются законом и иными правовыми актами. Информация, составляющая К.т., защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет К.т., обязаны возместить причинённые убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших К.т. вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (см. ст. 139 ГК РФ).
Компания фронтирующая (Fronting Company)
− 1) страховщик, выдающий страховые полисы с намерением передать большую часть подлежащего страхованию риска с помощью перестрахования или других средств неуполномоченным страховщикам, перестраховщикам или кэптивным страховщикам; 2) страховщик, уполномоченный на проведение операций страхования внутри страны, который выдаёт страховой полис в пользу неуполномоченного иностранного страховщика. Иностранный страховщик после этого принимает данный риск на свою ответственность по договору перестрахования.
Конвенция о договоре международной перевозки грузов — КДПГ (Convention about Treaty of Inter Carriage of Goods by Sea)
− Подписана в Женеве 19 мая 1956 г.; включает условие, согласно которому обозначение накладной на перевозку грузов автотранспортом, оформляется в соответствии с КДПГ. Накладная на перевозку груза должна выдаваться в трёх экземплярах: первый вручается отправителю, второй прилагается к товарам, а третий — остаётся у перевозчика. Накладная не является оборотным или товарораспорядительным документом. Накладная на перевозку груза является достаточным доказательством заключения договора перевозки, её условий и получения товаров перевозчиком.
Коносамент (Bill of Lading)
− Документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю, удостоверяющий факт принятия груза с обязательством доставить его в порт назначения. В нём предусмотрены обязанности перевозчика и его ответственность за переданное ему имущество. К. исполняет три основные функции: 1) доказательства заключения договора перевозки; 2) средства передачи права на товар третьим лицам во время транзита; 3) расписки в получении. Различают следующие виды К.: 1) бортовой (Shipped), когда судовладелец выдает бортовой К., он признает, что груз погружен на борт судна; б) для погрузки на борт судна (Received for Shipment), подтверждающий, что товары приняты для погрузки, т.е. доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой К. либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой К.
Коносамент сквозной (Through Bill of Lading)
− Применяется, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или морская перевозка осуществляется двумя и более судоходными линиями, т.к. может оказаться, что отправителю удобнее получить К.с., чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий К.с., имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза К.с. Основными реквизитами коносамента согласно Кодексу торгового мореплавания РФ являются: наименование судна (если груз принят к перевозке на определённом судне), перевозчика и отправителя, место приёма или погрузки груза, место назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна), наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «по приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «по приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); наименование груза, его марка, число мест либо количество и/или мера (вес, объем), вес, фрахт, причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи коносамента, число экземпляров коносамента, подпись капитана или иного представителя перевозчика.
Контрагент (Counter-party)
− Другая сторона в договоре. В договоре купли-продажи продавец и покупатель выступают в качестве К. по отношению друг к другу.
Контрибуционный капитал (Contributory Value)
− Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии.
Конфиденциальность (Confidentiality)
− Невозможность раскрытия информации без согласия заинтересованных сторон.
Кооперативное страхование (Cooperative Insurance)
− Страхование, обеспечиваемое каким-либо объединением взаимного страхования, например, профессиональным союзом, объединением служащих или промышленной ассоциацией.
Короткое замыкание (Short Circuit)
− Контакт между проводами, которые находятся под электрическим напряжением. Почти во всех случаях К.з. предшествует повреждение изоляции проводов. После разрыва электрической цепи в результате срабатывания предохранителя выделение тепла в месте К.з. прекращается, в силу чего общая опасность возникновения пожара снижается. Большинство замыканий на землю начинаются с кратковременного пробоя изоляции вследствие перенапряжения и далее переходит в дуговой разряд, поддерживаемый током К.з. Поскольку при дуговом К.з. взаимно находящиеся под напряжением провода не соприкасаются друг с другом, замыкание происходит посредством электрической дуги. Время горения подобной дуги в зависимости от условий может длиться от долей секунды до 60 мин. Поскольку температура в месте К.з. намного выше, чем температура воспламенения большинства твердых веществ, то вероятность возникновения пожара в данном случае очень велика
Корпус судна (каско) (Hull)
− В авиационном страховании фюзеляж, двигатели, крылья, хвостовой стабилизатор, шасси и прочие основные элементы оборудования, а также важнейшие комплектующие узлы самолета. В морском страховании каркас или корпус судна, исключая оснастку (мачты, паруса, реи и такелаж)
Коррозия (Сorrosion)
− Ухудшение состояния или разрушение имущества, вызываемые химическим или электрохимическим воздействием
Котировка в страховании (Insurance Quotation)
− Ставка премии, по которой страховщик готов принять на страхование соответствующий риск. Котировка может быть получена от нескольких страховщиков с целью установления более приемлемых условий страхования.
Коэффициент ликвидности (Quick Ratio)
− В управлении риском оценка способности организации в соответствии с требованием момента оплатить все текущие долговые обязательства. Формула: ликвидные активы (наличные деньги, причитающиеся от реализации товаров и услуг, денежные средства, ценные бумаги, обладающие рыночной стоимостью) в пропорции к текущим долговым обязательствам. Чем выше данное соотношение, тем больше способность немедленно оплатить долг.
Коэффициент объединённый (комбинированный) (Сombined Ratio)
− Сумма коэффициента расходов и коэффициента убыточности. Прибыль от операций страхования образуется, когда объединённый коэффициент находится в пределах 100%, а убыток — когда коэффициент превышает 100%.
Коэффициент ожидаемых убытков (Expected Loss Ratio)
− Формула, используемая страховыми компаниями для сопоставления ожидаемых доходов с ожидаемыми убытками. К.о.у. — это отношение суммы ожидаемых понесённых убытков и расходов по регулированию ожидаемых убытков к ожидаемым заработанным страховым премиям.
Коэффициент оплаченных убытков (Paid Loss Ratio)
− Отношение суммы оплаченных убытков к сумме полученной или заработанной страховой премии.
Коэффициент расходов (Expense Ratio)
− В страховании показатель, используемый страховыми компаниями для оценки соотношения доходов с административными расходами (например, расходами на выплату комиссионных вознаграждений, налоговых сборов, на оплату рекламных услуг и других подобных расходов). К.р. — это отношение расходов (исключая убытки, расходы на урегулирование убытков и дивиденды держателям полисов) к сумме заработанных страховых премий.
Коэффициент убыточности (Losses Ratio)
− В страховании отношение общей суммы страхового возмещения, оплаченного или подлежащего оплате, к заработанной страховой премии.
Коэффициент удержания (Retention Ratio)
− В страховании показатель, используемый страховыми компаниями для оценки результатов андеррайтинга и уровня обслуживания клиентов. К.у. — это соотношение числа возобновлённых договоров к числу истёкших (рассчитывается на определённый период времени). Неблагоприятный результат указывает на недостаточный уровень услуг в работе по претензиям или на недостаточную конкурентоспособность ставок, применяемых данной страховой компанией.
Коэффициенты поправочные (Corrective Ratios)
− Коэффициенты, применяемые страховщиком (андеррайтером) с целью увеличения или уменьшения средних страховых тарифов, согласно степени риска при принятии на страхование конкретного объекта или физического лица.
Кража (Theft)
− В уголовном праве одна из форм хищения чужого имущества, преступление против собственности (ст. 158 УК РФ). В законодательстве различных стран это понятие насчитывает от нескольких до нескольких десятков составов, среди них кража со взломом, с проникновением, с использованием поддельных ключей, с тайным проникновением, с применением силы по отношению к вещи и т.д. Риск К. или К. со взломом может быть покрыт страхованием, в практике которого данное понятие может включать в себя грабёж, насильственное вторжение и присвоение собственности (см. Противоправные действия третьих лиц).
Кража со взломом (Burglary)
− Хищение имущества, при котором имеются следы проникновения в закрытое помещение либо иное закрытое хранилище в пределах территории страхования, а также следы ухода из указанного помещения (куда злоумышленник проник обычным путем и где тайно оставался с целью совершения хищения до его закрытия): а) через отверстия, не предназначенные в обычной обстановке для проникновения людей (например, через вентиляционные отверстия); б) посредством проделывания отверстий в перегородках, стенах, крышах и т.д.; в) посредством взламывания дверей, повреждения окон, применения отмычек, поддельных ключей или иных технических средств (не считаются поддельными ключи, изготовленные их владельцем либо иными лицами по поручению владельца, на основании оригиналов ключей); г) посредством использования ключей владельцев (оригиналов или дубликатов), похищенных им в результате кражи со взломом, простой кражи или в результате разбоя или грабежа.
Краткосрочное страхование (Short Term)
− Страхование, заключённое на срок менее 12 месяцев
Кредитная линия (Сredit Line)
− Договор между банковским учреждением и клиентом о предоставлении кредита в пределах установленной максимальной суммы. Банк оставляет за собой право аннулировать договор, если финансовое положение заёмщика изменится или предоставленные по К.л. средства будут использоваться им не по назначению. К.л. обычно используются для финансирования будущих обязательств.
Кредитор (Creditor)
− Сторона в гражданско-правовом обязательстве (например, договоре), имеющая право требования.
Кумуляция (Cumulation)
− В страховании совокупность рисков, при которой большое количество застрахованных объектов или несколько объектов со значительными страховыми суммами могут быть затронуты одним и тем же страховым случаем, в результате чего возникает очень крупный убыток (наводнение, ураган, землетрясение). В перестраховании К. возникает, когда страховщик участвует в ряде перестраховочных или ретроцессионных договорах, в которые включены одни и те же риски.
Кэптивная страховая компания (Captive Insurance Company)
− Дочерняя страховая компания, образуемая промышленными и торговыми организациями для обеспечения страховой защиты материнской организации. Обслуживает целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп (ФПГ).
При подготовке информации использовались материалы с сайтов http://www.miir.ru/ (Международный Институт Исследования Риска), http://www.insur-info.ru/dictionary/ (Страхование сегодня), «Страховой бизнес.» Словарь-справочник Р.Т. Юлдашев, Анкил, 2005г., Гражданский кодекс РФ глава 48, Закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».